"Крошечная
израильская компания Mirabilis взяла Интернет штурмом", - писала в
феврале 1998 года San Francisco Chronicle. Их программа ICQ в первый же
год набрала 7,5 млн подписчиков, а спустя немногим более пяти лет их
стало 100 млн. Простота, доступность и открытость ICQ позволили ей
невероятно быстро обрасти несметным множеством дополнений и
усовершенствований, привлекающих внимание миллионов новых поклонников
по всему миру. Невероятным и был успех создателей ICQ, четырех
двадцатилетних парней, подаривших людям новый способ находить друзей и
общаться, преодолевая расстояния и границы, и сказочно на этом
разбогатевших.
Это
- история ICQ со слов Джима Даттона, очевидца событий, работавшего над
схожим проектом в другой компании, Activerse, проигравшей ICQ. И это
часть истории мира современных технологий. Мира, где есть место
энтузиазму и бескорыстию, жажде наживы и шпионажу, интригам и большой
удаче, схватить которую - мечта многих и удел, увы, единиц.
1997 год. Невинные забавы Команда
Даттона работала тогда над созданием новой среды для виртуальных
офисов. Прототип показали нескольким друзьям, их реакция
обескураживала: "Симпатично, но я бы не стал это использовать".
Впрочем, одна из возможностей этого софта заинтересовала большинство
тех, кто с ним познакомился, - возможность видеть, когда другие
сотрудники компании находятся в интерактивном режиме.
Activerse
не знала тогда, но скоро выяснила, что другая группа программистов
носилась с подобной идеей уже несколько месяцев. Это были Арик Варди,
Яйр Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир - старшеклассники из
Тель-Авива, которые создали компанию Mirabilis и еще в ноябре 1996 года
выпустили небольшое приложение под названием ICQ (произносится как "I
seek you" - "я тебя ищу"). И эта штуковина была лучше той, что сделала
Activerse. А хуже всего было то, пишет Даттон, что эти мальчики
раздавали свое программное обеспечение задаром и, кажется, вообще не
собирались на нем хоть когда-нибудь зарабатывать. Число пользователей
ICQ росло, и росло быстрее, чем у какого-либо другого софта в истории.
К середине года в активе ICQ были миллионы человек, в основном
подростков, многие из которых использовали ее каждый день. Activerse,
впрочем, была счастлива уступить такой рынок мальчишкам из Mirabilis.
Она решила сосредоточиться на платежах и корпоративных клиентах. Но
вновь опоздала: ICQ-сервер для предприятий был выпущен Mirabilis уже в
августе 1997 года.
Рынок
IM быстро набирал обороты. В октябре в Activerse позвонили из
Microsoft: ее представителей приглашали в Редмонт, чтобы они могли
ознакомиться со стандартом протокола IM, разработанным в корпорации.
Они съездили. По мнению Даттона, этот стандарт свидетельствовал лишь о
том, что Microsoft пытается столкнуть с рельсов быстро набирающий
скорость поезд Mirabilis.
1998 год. Как стать миллионером Несмотря
на дикую популярность и быстрый рост, в начале 1998 года ICQ обладала
не самой большой базой пользователей. America Online, еще в 1997 году
заметив феноменальный успех IM, переделала свою программу для
мгновенного обмена сообщениями, AOL Instant Messenger (AIM), и
интегрировала ее в Netscape Navigator. Поскольку каждый клиент AOL по
определению был зарегистрированным пользователем AIM, у нее имелось
порядка 10 млн пользователей. Однако скорость, с которой простенькая
ICQ набирала новых подписчиков, AIM и не снилась. Было ясно, что по
размеру и по лояльности аудитория ICQ скоро затмит "аоловскую". И это
при том, что Mirabilis ни гроша не тратила на маркетинг и рекламу.
Было
ясно и то, что другой гигант, Microsoft, проигрывает на этом быстро
растущем рынке. Увлекшись битвой с Netscape за первенство на рынке
интернет-браузеров, Microsoft пропускала то, что не лежало на
поверхности, а именно - что миллионы людей, которых эти браузеры
связывают с Сетью, оторваны друг от друга, раз не могут общаться
напрямую. Microsoft решила исправить положение, поглотив выскочку
Mirabilis.
Надо
сказать, что Mirabilis к тому времени уже немного повзрослела. В ней
было порядка ста служащих, главным образом в Тель-Авиве и в Нью-Йорке,
где были установлены серверы, обслуживающие ICQ. Но по сути она
оставалась группой тинейджеров, не имевших опыта в деловом мире.
Миллионы клиентов не приносили им никаких доходов, у них не было плана,
как начать зарабатывать, и они, вероятно, с легкостью согласились бы на
предложение Microsoft, если бы не вмешался Йоси Варди, отец главы
Mirabilis Арика Варди, жесткий и харизматичный, один из крупнейших
израильских инвесторов. Йоси заявил, что Microsoft зря считает себя
единственной компанией на земле, которая хочет иметь ICQ.
В
июне 1998 года ICQ досталась-таки не Microsoft, а AOL. Гигантская
корпорация выложила вчерашним школьникам, отцам-основателям ICQ, 287
млн долларов наличными, без всяких условностей типа опционов и
варрантов.
Что
касается Microsoft, то она прикупила небольшой стартап Flash
Communications и немедленно объявила о своих планах выпустить MSN
Messenger. Ну а у ICQ к концу этого года было больше подписчиков, чем
даже у самой AOL. И она все еще лидировала на Download.com, крупнейшем
в мире сайте, откуда пользователи Интернета могут загрузить
понравившуюся им программу. ICQ загружали миллион раз в неделю.
1999 год. Битва титанов Успех
привлек к технологии IM внимание других телекоммуникационных монстров,
опасавшихся остаться на обочине неожиданно появившегося и на глазах
раздувавшегося рынка. Activerse в конце концов досталась бостонскому
интернет-конгломерату CMGI, став одной из тридцати компаний, которые
полностью или частично принадлежали ему, его филиалам и его фондам.
Новому
владельцу удалось прикончить компанию в несколько приемов: Activerse
объединили с тремя другими компаниями, образовав CMGI Solutions; потом
CMGI купил Tribal Voice, работавшую в том же, что и Activerse,
сегменте; затем придал все разработки в области IM-технологий своему
новому филиалу; опять все переделал, объединив Tribal Voice с другой
компанией. В общем, пишет Даттон, "у CMGI было больше желудков, чем у
коровы, и они переварили нас в каждом из них".
Тем
временем Microsoft наконец выпустила MSN Messenger, который, кстати,
никак не учитывал тот старый, разработанный ими же самими стандарт. И
AOL вступила в отчаянную борьбу за сохранение своего лидерства на рынке
IM. Первый MSN Messenger обладал приятной возможностью - его
пользователи могли свободно обмениваться сообщениями с клиентами AIM.
Но AOL немедленно перестроила свои серверы так, чтобы это прекратить.
Microsoft выпустила "заплатку", устраняющую эту проблему. И еще
несколько недель два гиганта, к восхищению журналистов, лупили друг
друга, не давая покоя своим пользователям. Наконец Microsoft отступила.
Новая версия ее MSN Messenger, выпущенная в ноябре 1999 года, больше не
пыталась установить связь с AIM. Но AOL продолжает отбиваться от других
компаний, включая AT & T, Tribal Voice, Odigo и Trillian, которые
все еще предпринимают попытки объединить Сеть. Очевидно, она ценит
внимание только своих клиентов, хотя до сих пор так и не придумала, как
превращать его в деньги, ехидничает Даттон.
На
этом легенда "аськи" в его изложении заканчивается. Но жизнь
продолжается. Microsoft сейчас пытается обойти AOL с другой стороны,
используя метод, который позволил ей выбить Netscape в войне за рынок
браузеров: она интегрировала MSN Messenger в свою новую операционную
систему Windows XP и отлично расширила функциональные возможности самой
программы, включив, например, возможность проводить интерактивные
видеоконференции. AOL ответила тем, что предложила клиентам ICQ
возможность посылать сообщения на мобильные телефоны. Microsoft
парировала контрактом с Vodafone: пользователи мобильных телефонов
могут не только получать сообщения, но и отвечать пользователям
Messenger, а также читать свою электронную почту на серверах Hotmail,
принадлежащей Microsoft. Кстати, в России, где "аська" является самым
популярным IM-клиентом, это тоже работает - используя разработки
компании "Новософт", "Мобильные телесистемы" начали в Новосибирске
коммерческую эксплуатацию сервиса, позволяющего абонентам GSM-сети
пользоваться ICQ с мобильного телефона.
Следующий
ход за AOL. К 2005 году, как ожидается, порядка 500 млн клиентов IM
будут посылать друг другу более 3 млрд сообщений в день. За то, чтобы
дирижировать этим мощным хором, стоит побороться, не так ли?
3
февраля 2006 в протокол обмена сообщениями интернет-пейджера ICQ были
внесены изменения, в результате чего пользователи альтернативных
клиентов перестали получать и отправлять сообщения. Изменения
коснулись протокола OSCAR, используемого AOL как в ICQ, так и в AIM,
что парализовало работу таких популярных программ как Miranda, QIP и
некоторых других. Клиент ICQ полностью бесплатен для пользователей,
однако приносит неплохую прибыль AOL за счёт размещения рекламы
В
результате чего пользователи всех 'неофициальных' клиентов на какоето
время остались без связи. Но проблема была быстро решена. Были выпушены
соответствуюшие обновления.
В
октябре этого года стали регитсрироватся номера начинаюшиеся на 4- что
означает что количество номеров на 3- близко к окончанию. |